80 лет Великой Победе!

Москвичи могут узнать об эволюции новогодней игрушки в Дарвиновском музее

В Государственном Дарвиновском музее продолжается выставка «Старый Новый год», которая станет отличным вариантом для семейного отдыха в январские каникулы. Посетителям демонстрируют елочные игрушки из коллекции Ольги Рябцевой, члена Союза частных музеев и коллекционеров. Об этом сообщается на официальном портале мэра Москвы.

История новогодних украшений в России тесно связана с появлением самого праздника. 20 декабря 1699 года Петр I издал указ, который стал важным событием: с этого момента начало года перенесли с 1 сентября на 1 января. В том же документе царь распорядился «учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». Эти изменения были введены после возвращения Петра из Великого посольства — дипломатической миссии по Европе.

Традиция «украшения елок» не прижилась сразу и была забыта на многие годы. Лишь в 1817 году, когда женился будущий император Николай I, она вновь всплыла в памяти. Желая порадовать свою супругу Александру Федоровну, урожденную принцессу Фридерику Луизу Шарлотту Вильгельмину Прусскую, дочь короля Фридриха Вильгельма III, он организовал для нее рождественскую елку с украшениями. Вскоре нарядные елки стали появляться в домах, учреждениях и на улицах. Изначально елки украшали различными сладостями: конфетами, яблоками, орехами и марципаном.

Через три дня после праздника елку «разбирали», то есть все украшения просто съедали. Существует версия, что яблоко послужило прототипом первого елочного шара: в 1848 году в Лотарингии (Франция) был неурожай яблок, и их не хватало для украшения елок, тогда стеклодувы изготовили стеклянные шары. В России основными производителями елочных игрушек были частные артели. После революции 1917 года их количество значительно сократилось: начались антирелигиозные кампании, праздник перестали отмечать, а украшенную елку стали считать буржуазным пережитком, неприемлемым для граждан новой страны.

Те, кто все же хотел украсить дом, прятали елку, например, в шкафах. О выпуске новогодних игрушек, разумеется, не могло быть и речи, – говорится в сообщении. В конце 1935 года советский партийный и государственный деятель Павел Постышев выступил с инициативой вернуть детям зимний праздник вместе с его главным символом. В «Правде» он опубликовал письмо, в котором предлагал отмечать Новый год вместо Рождества. Благодаря его инициативе уже в декабре 1936 года в московском Доме союзов установили наряженную елку высотой 15 метров. В том же году в СССР начался массовый выпуск новогодних украшений.

Возобновили свою деятельность и частные артели, которые существовали до 1960-х годов. Игрушки изготавливались преимущественно из ваты, папье-маше и композитных материалов — смеси бумаги, костного клея и опилок. Сначала их отливали в формы, затем шлифовали и раскрашивали. На выставке в Дарвиновском музее можно увидеть фигуры Деда Мороза и Снегурочки, созданные таким методом. Еще одним ценным экспонатом является избушка, выпущенная в 1938 году.

Первые стеклянные елочные игрушки начали производить в Клину, где сегодня расположена одна из крупнейших в России фабрик по выпуску новогодних украшений. Ассортимент был достаточно разнообразным. Верхушку ёлки обязательно украшала красная звезда, заменившая Вифлеемскую. При создании дедов Морозов и снегурочек стали применять не только вату, но и различные виды тканей. Разработкой ёлочных украшений занимался также Сергиево-Посадский институт игрушки, куда приглашали художников, которые придумывали, рисовали и проектировали эскизы будущих изделий, а затем передавали их на фабрики. В период Великой Отечественной войны производство ёлочных игрушек, по понятным причинам, значительно сократилось, но не прекратилось полностью.

К примеру, Московский электроламповый завод преобразовывал обычные перегоревшие лампочки в украшения: из них извлекали цоколь, обрезали верхнюю часть, припаивали петельку и затем окрашивали. Не менее оригинальные украшения создавал и Московский кабельный завод, используя отходы медной проволоки для изготовления яркой мишуры. После войны производство постепенно восстанавливалось, и мастера стремились создавать настоящие произведения искусства. Так, в 1949 году художники Сергиево-Посадского института игрушки разработали серию, посвящённую сказкам Александра Пушкина.
Некоторые из этих предметов Ольга Рябцева сумела включить в свою коллекцию: на выставке представлены фигурки стариков и золотой рыбки, избушки, князя Гвидона, Черномора и других героев.

В начале 1960-х главным мотивом, безусловно, стала тема космоса. Легендарный полет Юрия Гагарина сразу же отразился в елочных игрушках: в большом количестве и разнообразии начали выпускать украшения в виде космических кораблей и космонавтов. Вместе с этим сохранялось разнообразие тематики: на елках появлялись игрушки в форме светофоров, фонарей и музыкальных инструментов.
В тот же период начали широко применять новые материалы – например, под елками стали появляться полиэтиленовые фигуры Дедов Морозов и Снегурочек. Заводы продолжали производить украшения с идеологической символикой, такими как изображения звезд, серпа и молота. С 1970-х годов в производство вошёл пенопласт, из которого стали делать разнообразные елочные игрушки.

«По моему мнению, украшения прошлых десятилетий отличались большей художественной ценностью. В 1970–1980-х годах елочные игрушки постепенно утратили свою индивидуальность, ручная работа практически исчезла – даже роспись выполнялась с помощью распылителей», – отмечает член Союза частных музеев и коллекционеров России Ольга Рябцева. В этот период елочные гирлянды приобрели большую популярность. Первая советская электрическая гирлянда была изготовлена на Московском электроламповом заводе — том самом предприятии, которое во время войны изготавливало игрушки из сгоревших лампочек. Эта гирлянда получила название «ЕГ-1». Выставка в Дарвиновском музее будет открыта для посещения до 18 января.